🎥👍 #CJamClubРекомендует «Серенада солнечной долины» (1941) Легкое музыкальное путешествие с джаз-оркестром Гленна Миллера в Солнечную долину. Забавные приключения, комедийные ситуации и великолепные композиции Миллера легли в основу этого фильма, который первоначально был задуман как рекламный ролик для музыкальной темы, но усилиями режиссера Брюса Хэмберстона был доведен до размера полнометражного кино. «Серенада солнечной долины» была успешна в прокате, заслужила три номинации на «Оскар», признана одной из лучших музыкальных картин в истории кинокомпании 20th Century Fox и всего жанра. Многие композиции из фильма пользовались популярностью и стали классикой джазового свинга. Успех картины способствовал продажам отдельных песен. Так диск с песней «Chattanooga Choo Choo» (сингл) был выпущен тиражом свыше 1,5 млн и считается первым золотым диском в истории звукозаписи. Биг-бэнд Гленна Миллера был образован в 1937 году и через два года по праву был признан лучшим джазовым коллективом страны. Специалисты говорили о «миллеровском» звучании: узнаваемом ритмическом рисунке, кларнете в унисон с саксофонами или на октаву выше. Манера особенно хорошо различима в эффектной инструментальной композиции «In the Mood», звучащей в фильме в эпизоде на танцплощадке. C осени 1940 года с оркестром начал выступать один из лучших в стране вокальных ансамблей — квинтет Modernaires и певица Пат Фрайдей (она дублировала Линн Барри). В фильме также можно увидеть известных сольных музыкантов оркестра: саксофониста Текса Бенеке и пианиста Чамми Макгрегора. Бенеке также исполняет вокальные партии в фильме. В феврале 1941 года после окончания переговоров об участии в фильме «Серенада …» оркестр Гленна Миллера приехал в Калифорнию для записи саундтрека к фильму. Большинство композиций, отобранных Гленом Миллером для фильма («Moonlight Serenade», «In the Mood», «Chattanooga Choo Choo»), были написаны до начала работы над фильмом и были знакомы публике по пластинкам и радиотрансляциям. Композитор Гарри Уоррен и поэт Маком Гордон сочинили для картины новую композицию «It Happened in Sun Valley», ставшую лейтмотивом всей картины. При работе в студии были использованы технологические новинки — первые попытки записи на несколько дорожек. Благодаря этому в 1996 году при подготовке CD издания музыки к фильму и ремастеринге, удалось создать стереофонический вариант саундтрека. Музыкальная составляющая картины, работа композиторов, аранжировщиков и исполнителей получили высокую оценку критиков. Критик журнала Metronome Барри Уланов отметил тонкий вкус, с которым подобраны композиции в картине, чувство и настроение исполнения. Музыканты не монотонно отбывают номер в кадре, увлекаясь мелодией, а получают истинное удовольствие от игры, передающееся зрителям. Номер «Chattanooga Choo Choo» — пример того, как можно вовлечь статичные фигуры в мизансцену, сделать их полноценными действующими лицами. Перерыв в репетиции. Исполнители, отдыхая, сидят в раскованных позах, лидер группы предлагает продолжать без певицы, которая задерживается. «Chattanooga Choo Choo» исполняется в 32-тактовой форме AABA, в размере 4/4, хорошо подходящем для танцевального номера. После инструментального вступления саксофонист Текс Бенеке, одетый в зимнюю спортивную куртку, оставляет инструмент и спускается к зал. Он приближается к столику, за которым сидят парни, играющие в карты. Начало песни неожиданно и естественно одновременно. Он обращается к сидящим за столиком: «Pardon me, boy Is that the Chattanooga choo choo?» («Извините, парни, этот поезд на Чаттанугу ?») («Чу-чу» — это просторечное индейское название паровоза, поезда). Песня завязывается как непринужденный разговор. Композиция, стилизованная под звук уходящего поезда, лирика песни в духе аллитерации, не отпускают слушателя. В развязке композиции в танцевальной части, оркестр переходит в стаккато. Концовка с участием братьев Николас эффектно завершает номер, демонстрируя все возможности создателей картины: инструментальную, вокальную и танцевальную части одной композиции. Номер «In the Mood» к началу съемок уже был одним из самых успешных номеров оркестра Гленна Миллера. Инструментальная композиция была создана по мотивам песни «Tar Paper Storm», написанной в 1937 году композитором Уинги Мэнон. Аранжировку сделали Джой Гарланд и Миллер в 1939 году. Интересно, что в свое время от песни отказался конкурент Миллера Арти Шоу, посчитав песню слишком длинной. Миллер же создал из песни одну из самых знаменитых мелодий эпохи свинга. Исполняя её в картине музыканты двигают в такт своими инструментами, словно танцуют. Особенность композиции в минимальном использовании синкопированного звука, использовании риффа и элегантных блюзовых интонаций.